Банковская система Республики Беларусь на современном этапе
Национальный банк и Правительство Республики Беларусь информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою деятельность, проводят регулярные взаимные консультации. Правительство Республики Беларусь (а также Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь) и Национальный банк представляют друг другу в порядке и объеме, согласованных ими, на безвозмездной основе статистическую, аналитическую и полученную при осуществлении контрольных и надзорных функций информацию, необходимую для надлежащего выполнения их функций. Кроме того, Национальный банк консультирует Министерство финансов Республики Беларусь по вопросам выпуска (эмиссии) государственных ценных бумаг и погашения государственного долга Республики Беларусь с учетом их воздействия на состояние банковской системы Республики Беларусь и приоритетов денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Национальный банк организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь. Он также оказывает посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь на рынке государственных ценных бумаг, участвует в их обращении. Кроме того, Национальный банк выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам, выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь по обслуживанию государственного долга Республики Беларусь.
Национальный банк вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления.
Важно подчеркнуть, что Национальный банк и Совет Министров не отвечают по обязательствам друг друга. Однако в законодательных актах могут быть предусмотрены случаи ответственности Правительства по обязательствам центрального банка (2, ч. 5 ст. 37). Национальный банк не вправе предоставлять кредиты Правительству Республики Беларусь для финансирования дефицита республиканского бюджета и приобретать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением случаев, предусмотренных законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и Президентом Республики Беларусь.
По данному вопросу следует заметить, что в подавляющем большинстве развитых стран законодательно установлены жесткие ограничения на предоставление центральными банками прямых кредитов казначейству. В Канаде, США, Японии такие кредиты либо вообще не предоставляются, либо выделяются в исключительных случаях. В странах - членах Европейского сообщества с 1994 г. действует общий запрет на предоставление центральными банками кредитов государственному сектору экономики. Подобная практика представляется положительным явлением.
В целом же считается, что белорусская модель независимости главного банка и положения его в системе органов государственной власти близка к британской и японской [17, с.32].
В соответствии со ст. 25 БК основными целями деятельности Национального банка являются:
1) защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
2) развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
3) обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
В ч. 1 ст. 4 БК уточняется, что денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Аналогичные нормы содержатся я в законодательстве других государств. Например, Закон об автономии Банка Испании 1994 г. сформулировал главной задачей Банка осуществление денежной политики, которая должна поддерживать общую экономическую политику правительства.
На подчиненность собственных целей центральных банков экономическим целям государства указывают и некоторые ученые. Кроме того, ряд авторов исходит из того, что поскольку денежно-кредитная политика находится в рамках общих целей экономической политики государства, то и цели экономической политики государства становятся долгосрочными целями денежно-кредитной политики. Соответственно эффективность денежно-кредитной политики усиливается при ее адекватности и взаимосвязи с общей социально-экономической политикой государства [10, с.83].
Вместе с тем, если исходить из концепции независимости центральных банков, становится очевидным, что самостоятельность целевых ориентиров главного банка является важнейшим фактором его собственной самостоятельности. Учитывая возрастающую популярность принципа независимости, конкретная цель поддержания стабильности цен с помощью специальных инструментов денежно-кредитной политики закреплена законодательно в ряде государств.