Биржевое котирование
В этот момент биржевой механизм ценообразования начинает работать как автоматизированная система управления, в которой объектом управления является результирующая цена (котировка), а в качестве управляющего воздействия выступает разрыв между спросом и предложением. Как только такой разрыв возникает, запускается механизм котирования, который (следуя заранее заданному алгоритму) стремится эту брешь ликвидировать. Это достигается изменением цен спроса и предложения навстречу друг другу, пока они не сойдутся в некоторой точке. Фактически, цена здесь является автоматическим регулятором, своего рода автопилотом соотношения спроса и предложения. Именно поэтому, верно, что биржевое котирование в его классическим виде называют не только самым демократичным и прозрачным, но и самым достоверным способом ценообразования. Также верно и то, что любые попытки административного вмешательства в этот тонкий механизм, приводят к сбоям в его работе. Административным порядком установленная цена не может скомпенсировать разрыв между спросом и предложением. Следствием такого подхода является уход части цены в тень и превращение биржевого механизма в печально известное в прошлом "госснабовское" и "госкомценовское" распределение. В марте 1994 года в России под Междуреченском (Кемеровская область) разбился пассажирский аэробус А-310 авиакомпании "Аэрофлот", выполнявший рейс по маршруту "Москва - Гонконг". В результате расследования катастрофы, унесшей 75 человеческих жизней, было установлено, что в какой-то момент полета самолет сделал неожиданный крен, и пилоты тотчас же вырвали штурвалы управления у автопилота и вручную старались выровнять машину. Но чем больше они прикладывали усилий, тем больше увеличивался крен и, в конце концов, самолет свалился в штопор и разбился. Комиссия, расследовавшая причины трагедии, смоделировала ситуацию на специальном тренажере, на котором проходят подготовку пилоты А-310. Результаты оказались ошеломляющие. Оказалось, что все, что нужно было сделать пилотам, - это отпустить штурвалы управления, а остальное все сделал бы автопилот и самолет продолжил бы свой полет. Вывод, - не нужно вмешиваться в работу автопилота.
Ликвидность актива достигается биржей посредством целого ряда действий. Одним из способов обеспечения ликвидности является увеличение ширины и глубины рынка рассматриваемого актива. При этом ширина рынка определяется количеством, а глубина - объемом заключаемых сделок. Увеличение ширины рынка может быть достигнуто двумя путями. Первый, экстенсивный, направлен на увеличение количества участников биржевых торгов и количества торгуемого актива в его физическом измерении. Второй, интенсивный, направлен (при сохранении практически неизменного количества участников и активов) на обеспечение оперативной и многократной перепродажи актива (либо права на него) в течение торговой сессии и максимального сокращения времени на проведение взаиморасчетов по сделкам. По второму пути идут все ведущие мировые биржи. Увеличение же глубины рынка достигается повышением его инвестиционной привлекательности.
Увеличить ширину и глубину рынка актива невозможно без выработанной мировой биржевой практикой специальной процедуры, которая носит название листинга. Если сказать коротко, листинг - это процедура допуска актива на биржевые торги (читайте - на котирование). Другими словами, листинг - это конкурсный отбор по определенным качественным и количественным критериям, своего рода ОТК (отдел технического контроля) биржи. Сравнение листинга с ОТК тем более является уместным, потому, что в задачу и того и другого входит обеспечение качества товара (в нашем случае - актива), требуемого для того, чтобы он мог выполнять свое функциональное предназначение. При этом к рассматриваемому активу предъявляется целый ряд требований, которые должны обеспечить его достаточную ликвидность и, как следствие, его котируемость. Потому, что ликвидность и котируемость актива всегда идут рука об руку. И чем жестче эти требования, тем выше ликвидность актива и достоверность его котирования.
На основе требований, соответствие которым необходимо для прохождения процедуры листинга, разрабатываются биржевые стандарты, которые доводятся до сведения производителей, выставляемых свой товар на товарных биржах и эмитентов и инвесторов, работающих с ценными бумагами на фондовых биржах. На основе биржевых стандартов разрабатываются стандартные и стандартизированные биржевые контракты, которые способствуют ускорению оформления и взаиморасчетов по заключенным сделкам, а, значит, ускорению оборотов биржи, и повышению эффективности и достоверности котирования.