Характеристика и тенденции развития рынка государственных облигаций в РФ
Во всех цивилизованных странах государственные ценные бумаги пользуются достаточно большим спросом среди населения благодаря своей надежности. Пусть они не самые доходные, но по сохранности они впереди любой самой крупной корпорации, и правительству народ безоговорочно доверяет свои самые важные накопления. В России же на облигации смотрят несколько под другим углом благодаря дефолту 1998 года. Здесь частные инвесторы предпочитают жить сегодняшним днем, и слепого следования за государством нет.
Что же представляет из себя сегодняшний отечественный рынок государственных облигаций? На середину прошлого года в свободном обращении на российском рынке облигаций находилось порядка 110 выпусков государственных ценных бумаг, из которых 33 выпуска представлены облигациями федерального займа, 3 — облигациями Банка России, 43 — облигациями субъектов Федерации, 31 — облигациями муниципальных образований[2]. Таким образом, на рынке государственных облигаций федеральный сегмент занимает 33% от общего числа выпусков, субфедеральный — 39%, а муниципальный — 28%.
Но следует заметить, что данный сектор сам по себе существует в несколько искаженном виде. Так, например, бумаги федерального значения для частного инвестора не представляют никакого интереса. Изначально государственные облигации служили, и достаточно успешно, для привычных целей — привлечения дополнительных ресурсов внутри государства за счет частных инвесторов. Как краткосрочный, ликвидный и доходный инвестиционный инструмент ГКО / ОФЗ покупали и банки и физические лица. После дефолта 1998 г. состав участников этого рынка существенно изменился. Чтобы «восстановить» рынок, государство с конца 1998-го по 2004 год не разместило ни одного нового выпуска рублевых облигаций, а затем, начав размещать, отдавало предпочтение очень длинным и низкодоходным выпускам.
На сегодняшний день самый длинный выпуск рублевых облигаций размещен до ноября 2021 г., а доходность по нему составляет порядка 8,7%. При такой доходности ГКО / ОФЗ не могут составить конкуренцию даже низкодоходным депозитам Сбербанка, поэтому инвесторам — физическим лицам такой инструмент не интересен. В настоящий момент в данном секторе остались только коммерческие банки во главе со Сбербанком и Пенсионный фонд, инвестирующий накопительную часть пенсий. По нормативам Центрального банка ГКО / ОФЗ приравнивается практически к деньгам — под них не нужно отвлекать дополнительные деньги на создание резервов, как по кредитам или корпоративным облигациям. Кроме того, ГКО / ОФЗ приносят хоть и маленький, но доход, и их можно быстро продать и превратить в деньги.
Невозможно однозначно утверждать, что государственные облигации проигрывают корпоративным выпускам. Каждый вид облигаций, существующий на российском долговом рынке, имеет как преимущества, так и изъяны. Бумаги федерального уровня, несмотря на низкую доходность, которая с учетом инфляции носит отрицательный характер, одновременно представляют собой самый низкорискованный вид облигаций. Поэтому для осторожных инвесторов государственные бумаги будут иметь большее преимущество, чем высокодоходные и более рискованные бумаги корпоративных эмитентов. Субфедеральные и муниципальные выпуски имеют уже более высокую доходность, но риски остаются ниже, чем у большинства корпоративных облигаций. Поэтому они могут быть привлекательны для консервативных инвесторов[3].