Кризис ликвидности в российских банках
С другой стороны, корпоративные клиенты тоже склонны к бегству в государственные банки. Для небольших компаний это часто мотивировано беспокойством о том, что нехватка ликвидности может заставить банки задерживать клиентские платежи — такие прецеденты наблюдались в прошлом. Даже если таких опасений нет, то банк, испытывающий нехватку ликвидности, просто-напросто не сможет кредитовать всех своих заемщиков и начнет отказывать в кредитах. Клиенты уходят в те банки, в которых они могут рассчитывать на доступ к финансовым ресурсам, а такими, как правило, оказываются именно государственные банки.
Доля четырех государственных банков (Сбербанка, ВТБ, и двух квазигосударственных — Газпромбанка и Банка Москвы) в общем объеме банковских активов начала активно увеличиваться с 2004 года именно благодаря такому перетоку клиентов, и сейчас она превышает 40% общих активов банковской системы. Кроме того, активную позицию самих государственных банков также не надо сбрасывать со счетов. Именно в результате кризиса 2004 года ВТБ купил Гута-банк, а позже продолжил свою банковскую экспансию приобретением Промстройбанка Санкт-Петербурга.
Доступ к ресурсам ЦБ также играет не последнюю роль в усилении государственных банков. К примеру, Сбербанк, который сосредоточил на своем балансе значительный портфель облигаций, выпущенных Российской Федерацией, всегда имеет доступ к рефинансированию в ЦБ. Экспансия ВТБ в 2004 году была напрямую связана с кредитом, который банк получил от ЦБ и который он потратил на приобретение кредитных портфелей российских частных банков.
В свете нынешней нестабильности на межбанковском рынке вопрос об увеличении доли государственных банков в банковском секторе опять становится актуальным. ВТБ получил от ЦБ кредит на 6,9 млрд рублей, и как прописал банк в инвестиционном меморандуме, менеджмент не исключает привлечения дополнительных 17 млрд. рублей от ЦБ в будущем.
Обнадеживает, правда, тот факт, что наравне с государственным ВТБ в этом году ЦБ оказывает поддержку и частным банкам. Снижение ставки ФОР и расширение ломбардного списка являются мерами, которые одинаково полезны и частным, и государственным банкам. Кроме того, помимо кредита ВТБ Центробанк выделил кредит и частному УРСА-Банку. Таким образом, в отличие от ситуации 2004 года, в этом году есть надежда, что нестабильность банковского рынка не приведет к радикальному усилению государственных игроков на банковском рынке, хотя рост их доли, безусловно, продолжится.
Российский банковский сектор по итогам 2008 г. неожиданно достиг вполне приличных для кризиса темпов роста активов в 40%, что ненамного ниже результатов двух предшествующих лет (по 44%). Неожиданным этот результат оказался по нескольким причинам.
Во-первых, в 2008 г. высокие темпы роста за год в целом были достигнуты за счет стремительного роста в последнем месяце – вклад декабрьского прироста в годовой темп увеличения активов (28%) оказался максимальным после кризиса 1998 года (в предшествующие годы на декабрь приходилось около 20% годового роста активов). Во-вторых, годовые темпы роста традиционных источников ресурсов банковской системы характеризовались нисходящим трендом, в том числе и в декабре. Рост же привлеченных средств обеспечили два фактора, определяемых денежными властями: масштабными вливаниями в банковский сектор государственных ресурсов (прежде всего кредитов Банка России) и девальвацией рубля, приведшей к переоценке активов в иностранной валюте.
Объем государственной поддержки, оказанной российскому банковскому сектору за период августа-декабря 2008 г., составил 4 трлн. руб. Около 3.5 трлн. руб. пришлось на различные инструменты рефинансирования Центробанка, остальное –на средства федерального правительства (в основном – 400 млрд. руб. из средств Фонда национального благосостояния, размещенных в ВЭБе). В результате доля кредитов Банка России в пассивах банковского сектора превысила 12%, обеспечив более 40% годового прироста совокупных пассивов банков. Отметим, что в отсутствие столь масштабного рефинансирования банковского сектора увеличение объема пассивов в 2008 г. не превысило бы 25%(Таблица 1).