Направления совершенствования кредитования субъектов хозяйствования коммерческими банками
- прекращение контактов с работниками банка (например: отказы на приглашения посетить банк, от переговоров, кредитополучатель (лизингополучатель) не отвечает на телефонные звонки и др.);
- подтвержденная негативная информация о должнике из разных источников;
- негативные отклики в прессе (в том числе объявления о ликвидации, реорганизации, банкротстве).
Всю работу банка с проблемными кредитами можно разделить на несколько этапов.
Основной этап работы при проведении активных операций банка, подверженных кредитному риску — мониторинг.
Мониторинг (сопровождение) - непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности как составная часть управления. Это планомерный и систематический процесс контроля за реализацией сделки, своевременное выявление изменений в ходе ее и обоснованное принятие корректирующих действий, направленных на минимизацию потерь, связанных с кредитным риском.
Одной из важнейших задач мониторинга является своевременное выявление проблемной задолженности с целью минимизации убытков банка.
Функции служб учреждений банка по минимизации рисков возникновения проблемной задолженности на этапе мониторинга следующие:
- регулярный (как правило, ежеквартальный, ежемесячный, при необходимости, (по межбанковским сделкам) на текущую дату месяца) анализ финансово-хозяйственной деятельности должника (в том числе банков-должников);
- контроль за целевым использованием кредита (в объемах и сроках, предусмотренных кредитным договором);
- контроль за соответствием задолженности по кредиту наличию материального обеспечения (в соответствии с условиями кредитного договора, как правило, не реже одного раза в квартал);
- контроль за наличием и сохранностью залогового имущества и объекта лизинга в зависимости от вида имущества и условий заключенных договоров;
- контроль за полнотой и своевременностью исполнения обязательств по межбанковским операциям.
Таким образом, качественный мониторинг позволяет своевременно отследить негативные тенденции ухудшения финансово-хозяйственного положения должника, и своевременно прекратить проведение новых активных операций с ним.
В случае классификации задолженности как проблемной, весь комплекс мероприятий по ее погашению может быть разделен на два этапа;
- внесудебная (согласительная) процедура:
- судебный (принудительный) порядок.
Согласительная процедура работы с проблемной задолженностью включает в себя период с момента вынесения задолженности либо ее части на счета по учету просроченной задолженности и до момента исчерпания банком всех возможностей добровольного урегулирования с должником вопроса погашения проблемной задолженности и обращения в органы нотариата или обращения в суд.
Основные мероприятия, проводимые в рамках согласительной процедуры:
- предъявление учреждением банка платежного требования с предварительным акцептом;
- взыскание задолженности в установленном порядке с гаранта (поручителя); обращение с уведомлением к страховщику;
- погашение задолженности по договору путем заключения договоров об уступке требования, о переводе долга в установленном законодательством порядке;
- предоставление взамен исполнения обязательств отступного, заключение договора новации, зачет встречных однородных требований;
- изъятие (что должно быть предусмотрено договором финансовой аренды) у лизингополучателя объекта лизинга, являющегося собственностью банка (при наличии возможностей его последующей передачи в лизинг либо реализации и погашения, таким образом, задолженности по лизингу в части основного долга; или отсутствие реальных перспектив возмещения задолженности в денежной форме).
При неурегулировании (непогашении) задолженности в рамках согласительной процедуры возможны следующие решения:
1) обращение с иском в суд к должнику, поручителю; обращение в правоохранительные органы;
2) проведение иных мероприятий, не противоречащих законодательству.
Окончательное решение о дальнейшем ходе работы по взысканию просроченной задолженности с должника принимается руководителем учреждения банка.
Естественно, упомянутые в последнюю очередь мероприятия по ликвидации задолженности по кредиту являются крайней мерой банка, применяемой лишь в особых случаях, т.к. такие процедуры, являются весьма болезненными как для должника, так и для банка.
В связи с этим, одним из основных способов работы с проблемными кредитами является всесторонний мониторинг деятельности субъектов хозяйствования, в ходе которого банк имеет право потребовать от кредитополучателя разработки и представления в банк программы по текущему оздоровлению его деятельности. Причем программа должна содержать конкретные мероприятия, с указанием сроков, ответственных исполнителей и планируемого эффекта от их реализации. Кроме того, в процессе мониторинга банк: