Нацпроект доступное жилье
По оценкам независимых экспертов, доля административных расходов в структуре рыночной стоимости 1 кв. м в Москве колеблется в районе 25—30%. То есть четверть или треть рыночной цены за квартиру составляют различного вида обременения и поборы, которые чиновники берут с застройщиков. Эти потери девелоперы затем перекладывают на плечи рядовых покупателей.
Строительные рынки крупных российских городов по-прежнему монополизированы. Их контролируют три-пять московских или местных компаний, приближенных к власти. Рыночной конкуренцией в России и не существует Крупные западные компании, которые из-за передовых технологий и высокой производительности труда способны обвалить цены, на наши стройплощадки не пускают. Ведь иностранцы не хотят платить взятки чиновникам. Из-за этого оставил Россию один из крупнейших европейских застройщиков — шведская Skanska. Поэтому у нас работают только те, кто умеет “найти общий язык” с местными властями, или те, кто готов поделиться, как, например, австрийский концерн Strabag.
Еще одной важной проблемой строительной отрасли является отсутствие современных адекватных генпланов и, соответственно, прогнозирования.
К сожалению, проект “Доступное жилье” не улучшил и качество квартир. Россия остается единственной страной в цивилизованном мире, где квартиры в основном сдаются без отделочных работ и с грубыми нарушениями технологий. Причем жилье бизнес-класса нередко отличается от экономкласса только улучшенной планировкой и удачным местом расположения. Ведь элитные дома, как и обычные панельные, строят одни и те же гастарбайтеры, которых к сожалению заменить некем, так как система подготовки квалифицированных рабочих в нашей стране развалилась. [29]
В свое время именно постоянный автор «Гудка» Михаил Булгаков заметил – «москвичей испортил квартирный вопрос». С тех пор эта расхожая фраза так или иначе находит свой отклик в любой проблемной публикации, относящейся к рынку жилья. Рост цен, национальный проект «Доступное жилье», жилищные программы поддержки сотрудников крупных корпораций, процентные ставки и, наконец, ипотека – все это сегодня не что иное, как часть квартирного вопроса. [30]
История нацпроекта по строительству в России доступного жилья началась несколько лет назад. Еще депутаты Госдумы второго созыва занимались законотворчеством именно по этой тематике. Но, несмотря на многолетнюю работу, сегодня нельзя сказать, что программа запущена на полную мощность. Для удовлетворения потребности всех россиян в жилье в России необходимо построить 1,5 млрд кв. м жилья. Если учесть, что цена на недвижимость постоянно растет, то и отношение к этому нацпроекту достаточно скептическое.
Заботясь о привлечении (а главное – удержании) квалифицированных кадров на предприятии, ряд компаний всерьез начинает использовать ипотеку как инструмент мотивации. Среди них РАО «ЕЭС России», «Газпром», ОАО «РЖД» и другие. В РЖД, к примеру, в прошлом году сдали 2 тыс. квартир, которые достались работникам железных дорог. Понимая высокую себестоимость жилья, руководство компании решило оказывать своим специалистам корпоративную поддержку (субсидию) в размере 10% годовых от полученного ипотечного кредита.
ТрансКредитБанк является одним из основных участников корпоративной жилищной программы ОАО «РЖД». ТрансКредитБанка, банк работает на рынке ипотеки около 4 лет. Совместно с компанией и ЗАО «Желдорипотека» эксперты банка разрабатывали систему ставок и выплат в рамках корпоративной ипотечной системы. Причем банк постоянно совершенствует условия выделения ипотечных кредитов. «Буквально вчера на кредитном комитете банка было принято решение по заемщикам с временной регистрацией. В первую очередь это касается молодых специалистов, проработавших на железной дороге более двух лет». У банка постоянно появляются новинки в ипотечной программе, которые делают кредиты для сотрудников отрасли доступнее.