Нормативно-правовая база принудительного антикризисного управления в кредитных организациях
Российский законодатель подробно регламентирует принудительные меры (санкции) по отношению к кредитным организациям, что объяснимо необходимостью установления оснований и пределов применения санкций к кредитным организациям. Детальным образом меры и порядок их применения регламентированы в нормативных актах Банка России. В частности необходимо выделить следующие акты:
- Инструкция N 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия» (с изменениями от 14 ноября 1997 г., 15 января, 13 апреля, 2 июня, 30 ноября 1998 г., 8 октября 1999 г., 5 апреля 2000 г., 29 мая, 31 августа 2001 г., 11 января 2002 г., 16 января, 19 марта, 23 июля 2004 г.);
- Инструкция о порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы от 11 сентября 1997 г. N 65 (утв. приказом ЦБР от 11 сентября 1997 г. N 02-394) (с изменениями от 19 декабря 1997 г., 28 сентября 1999 г., 1 декабря 2003 г., 16 января 2004 г.);
- Методические рекомендации по применению Инструкции Банка России от 31.03.1997 N 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия» при нарушениях кредитными организациями нормативных правовых актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Письмом ЦБР от 13 июля 2005 г. N 98-T).
Надзорные органы Банка России применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов:
- предупредительные;
- принудительные.
Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов.
Выбор мер воздействия, производится надзорными органами самостоятельно с учетом:
- характера допущенных кредитной организацией нарушений;
- причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений;
- общего финансового состояния кредитной организации;
- положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг.