Общая характеристика деятельности ЦБ
¾ определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики ЦБ РФ являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов;
3) операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки);
4) рефинансирование банков (кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей);
5) валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций).
Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:
· анализ состояния и прогноз развития экономики Российской Федерации;
· основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики.
Регулируя международную и внешнеэкономическую деятельность, Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях. Он также выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации.
Как и другие ЦБ развитых стран, для осуществления своей внешнеэкономической деятельности Банк России может открывать представительства в иностранных государствах. Подводя итог, отметим, что основные функции центральных банков ведущих мировых держав в целом идентичны, однако в силу особой специфики реформационного периода в России функции и полномочия центрального банка нашего государства в области регулирования денежного обращения, проведения денежно-кредитной политики и упорядочивания денежно-кредитной системы более законодательно детализированы, создан специальный аппарат для их осуществления.
Особо отметим, что в отличие от некоторых западных банков, Банк России не в праве :
* предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования бюджетного дефицита,
* покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении
* ЦБ РФ не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
* не может участвовать в капиталах российских кредитных организаций; участие в капиталах международных организаций также ограничено.
Данные положения теперь полностью законодательно урегулированы, дабы исключить возможность инфляционного покрытия расходов государственного бюджета, которая имела место в прошлом. Для проверки деятельности ЦБ в нашем государстве создана сложная многоуровневая система, включающая контроль центрального банка со стороны Государственной Думы, ежемесячную отчетность, внешний и внутренний аудит. За несколько лет своего существования данная система уже оправдала свою эффективность. Новым важным звеном в ней стало привлечение независимых международных аудиторов для осуществления проверки отчетности Банка России, положительные результаты которой несомненно повышают привлекательность страны для иностранных инвесторов. Однако существует также необходимость ее постоянного совершенствования: например, сокращение периодов между публикациями отчетности, так как отчетность месячной давности может уже не отражать настоящего состояния в динамичной российской экономике.