Основы банковского сектора Китая и текущее его состояние
Значительная часть несостоятельных долговых обязательств возникла у госбанков вследствие принудительного кредитования государственных, региональных и местных проектов по инфраструктуре. Кредиты банков воспринимались как дарение, их возврат, вероятно, планировался государством лишь в редких случаях, и банки своих денег обратно практически не получали. Так осуществлялось финансирование строительства высотных домов, некоторые из которых все еще стоят полупустыми, кредиты не возвращаются, а вопрос об использовании кредитного обеспечения по политическим причинам в Китае не ставился.
Для прекращения подобного принудительного финансирования, которое и стало причиной появления большей части несостоятельных долгов, были учреждены три банка развития. Именно они несут теперь ответственность за кредитование государственных проектов в сфере инфраструктуры. После завершения этого преобразования невозврат кредитов может возникать только из-за неспособности банков распознавать кредитные риски и управлять ими.
Создание специальных банков соответствовало традиционным международным нормам. Правда, вследствие воздействия различных причин оно вряд ли поможет быстро решить проблемы - речь в данном случае скорее идет о переадресовывании проблем. Государство не собирается в будущем ни выпускать новых облигаций, ни использовать бюджетные средства для компенсации по-прежнему возникающих долгов. Банки развития не имеют в своем распоряжении надежной информационной системы, из которой они могли бы черпать данные о китайских предприятиях, коммунах и их кредитоспособности. До сих пор не созданы действующие в рыночной сфере информационные центры или аналогичные учреждения для лучшего распознавания кредитных рисков.
С началом экономической реформы в 1979 г. Китай приступил к либерализации финансовой деятельности. С 1980 г. КНР возобновила свое членство в МВФ и стала членом Всемирного банка. В 1984 г. Китай установил деловые связи с Банком международных расчетов (Bank for International Settlement).
В 1994 г. были опубликованы правила деятельности иностранных финансовых институтов в КНР (Regulations of Governing Financial Institutions with Foreign Capital). Согласно этим правилам, иностранные финансовые институты в Китае могут осуществлять свою деятельность в виде отделений иностранных банков, дочерних банков или финансовых компаний, совместных акционерных банков или финансовых компаний иностранных и китайских финансовых институтов.
В отличие от динамично развивающихся национальных банков иностранные байки в КНР ограничены в своей деятельности. В начале финансовой реформы в 1979 г. китайское руководство было поставлено перед проблемой: могут ли иностранные банки действовать в стране в принципе, и если да, то в каких формах и при каких условиях? Сторонники открытия банковской сферы утверждали, что иностранные банки привнесут больше конкуренции в китайскую банковскую систему и тем самым повысят ее эффективность. Они считали также, что иностранные банки помогут привлечь в страну дополнительные источник и иностранного капитала и привнести современные банковские стандарты.
Противники открытости были озабочены тем, что иностранные банки могут захватить контроль в китайском банковском секторе, как это уже было до 1949 г. И эта озабоченность - не чисто китайский феномен. К примеру, Австралия и Канада ограничивают долю иностранной собственности в любом национальном банке до 10%, Дания - 30%, а ЮАР-50%. [4]
После оживленных дебатов китайские власти решили разрешить иностранным банкам входить в китайский банковский сектор постепенно и при определенных финансовых ограничениях. Экспортно-импортный банк Японии стал первым иностранным банком, открывшим свое представительство в Пекине в 1979 г. Коммерческий банк "Наньяп" (Гонконг) первый открыл свой филиал в г. Шэньчжене. в 1982 году.
В 1985 г. в Китае появились первые правила о деятельности в стране иностранных и смешанных финансовых институтов, размещенных в пяти особых экономических зонах (ОЭЗ).1 апреля 1994 г. эти правила были заменены новыми правилами иностранного участия в китайском банковском секторе. Согласно этим правилам, для того, чтобы открыть свой филиал в КНР, иностранные банки должны предварительно иметь свое представительство в течение не менее двух лет; филиал материнской компании должен иметь активы на сумму не менее 20 млрд дол., но при этом НБК регулирует всю иностранную банковскую деятельность, в стране.