Основные этапы деятельности операционного отдела
Счет 1-го Код валюты Ключ Номер подразделения Личный номер владельца счета
порядка
Счет 2-го порядка
Рис.3.1
Например, счет 40802810256500002365:
1. 408 – счет первого порядка.
2. 40802 – счет второго порядка.
3. 810 – код валюты. В данном случае он показывает, что на данном счете совершаются операции с использованием валюты РФ. В ином случае код будет соответствовать той денежной единице, которая используется для совершения операции.
4. 2 – ключ. Он выбивается ЭВМ автоматически и может принимать значения от 0 до 9.
5. 5650 – номер подразделения. 5650 – это номер Филиала, 5651 – номер дополнительного офиса Филиала в г. Тамбов, 5652 – номер дополнительного офиса Филиала в г. Моршанск.
6. 00002365 – личный номер владельца счета. Он присваивается при открытии счета его владельцу.
Счет обязательно должен иметь 20 знаков.
После формирования групп документов дня сотрудники расчетного отдела внутри каждой группы подбирают документы по номеру счета в возрастающем порядке.
Подбор «общих документов», «вкладчиков» и «заемщиков» осуществляется по дебетовой стороне в следующей последовательности:
1. формирование документов по счетам первого порядка;
2. документы, сформированные по счетам первого порядка, складываются по счетам второго порядка;
3. документы, имеющие одинаковый счет первого и второго порядка подбираются по последним цифрам личного счета клиента.
Документы, относящиеся к группе «внебалансовые» подбираются по счетам стоящим по кредиту. Внутри группы документы формируются в возрастающем порядке по коду подразделения.
3 этап. После формирования групп документов дня специалисты операционного отдела выводят итоговые суммы по балансовым и внебалансовым счетам. Для этого суммы указанные в платежных документах сверяются с остатками на соответствующих счетах отраженных в бухгалтерском балансе и данными, внесенными в информационную систему Филиала. В случае обнаружения несовпадений сотрудники операционного отдела обращаются к лицам ответственным за составление платежного поручения с требованием устранить ошибки.
После сверки с помощью счетной машины итоговые суммы по балансовым счетам набираются на ленточку подсчета. В конце ленты выбивается итог по балансовым счетам, который заверяется подписью и печатью специалиста операционного отдела.
По внебалансовым счетам ленточка подсчета набирается отдельно. Итоговая сумма также заверяется подписью и печатью специалиста отдела.
4 этап. Заключительным этапом в работе специалистов операционного отдела является подготовка документов дня для сдачи в архив.
Документы дня аккуратно складываются в стопку и подшиваются в папку. На обложки папки указывается итоговая сумма по балансовым счетам, итоговая сумма по внебалансовым счетам, дата. Обложка обязательно заверяется подписью главного бухгалтера, печатью Филиала, подписью и печатью специалиста операционного отдела, ответственного за формирование документов дня.
В конце каждого отчетного периода (квартал, полугодие, год) работники отдела формируют архив операционного отдела. Подшивки документов сортируются по календарным числам в порядке возрастания, начиная с первой даты поступления документов дня в данном отчетном периоде, и связывают по 3-4 папки. На каждой такой связке указывают ее порядковый номер и даты тех папок, которые в нее входят. Затем связки документов помещаются в специальный шкаф, ключ от которого находится у Начальника операционного отдела.
Согласно действующему законодательству РФ изъятие документов из архива может осуществляться только по требованию судов, арбитражных судов, следственных органов, а также налоговых органов (по вопросам налогообложения).
Данная процедура осуществляется в присутствии представителя тех органов власти, по требованию которых происходит изъятие документов из архива операционного отдела (уполномоченный орган).
В архиве находятся папки, которые содержат документы, интересующие уполномоченное лицо. Эти папки расшиваются и оттуда изымаются все необходимые расчетные документы. Затем с этих документов делаются копии, которые заверяются подписью главного бухгалтера и печатью Филиала. Оригиналы документов передаются уполномоченному органу, а копии подшиваются обратно в папку. При этом на обложке папки ставится отметка об изъятых документах, которая заверяется подписью главного бухгалтера и печатью Филиала. После этого папка убирается в связку и отправляется в архив.