Перспективы развития системы кредитования российскими коммерческими банками
Кредитная политика, проводимая современными коммерческими банками, находится под влиянием многих факторов, определяемых особенностями экономической и политической ситуации в России. Под влиянием этих же факторов складываются и особенности механизма кредитования и выстраивания кредитных отношений банков и торговых организаций, которые со временем и изменением экономических условий развиваются и приобретают новые особенности.
Перспективы развития ныне действующего механизма кредитования торговых организаций целесообразно рассмотреть на основе анализа теоретических основ его функционирования и зарубежного опыта его использования, путем их сопоставления с действующей практикой организации и применения этого механизма российскими коммерческими банками.
Важной задачей каждого коммерческого банка является соблюдение определенных требований при формировании состава клиентуры. От обоснованного, целесообразного подбора клиентуры и правильных взаимоотношений с ней во многом зависит рентабельность работы банка в целом и прибыльность его кредитных операций в частности, а конкретно - уменьшение риска невозврата предоставленных в кредит денежных средств. Подтверждает это и все возрастающая роль заемщика как элемента механизма банковского кредитования, поэтому совершенствованию оценки данного фактора кредитного риска необходимо уделять максимальное внимание на этапе предварительного рассмотрения кредитной заявки.
Значение успешного решения этой задачи возрастает в связи с тем, что существуют ограничения в стремлении каждого современного банка к расширению клиентуры как предпосылки увеличения кредитных вложений и роста прибыли банка. Ограничения эти обусловлены необходимостью соблюдения нормативов достаточности собственного капитала, что сдерживает в целом возможности увеличения кредитных вложений, и соблюдения предельного размера риска в отношении отдельных заемщиков. Кроме того, расширение клиентуры ограничивается наличием все более растущей конкуренции на банковском рынке.
Все это побуждает банки к оптимизации состава своих клиентов, в том числе и среди торговых организаций, а для этого необходимо иметь четкие критерии и разработанную методику для определения финансового состояния и кредитоспособности торговой организации - заемщика.
Традиционно, для того чтобы оценить финансовое положение предприятия той или иной отрасли, сопоставляют соответствующие показатели с нормативными или критическими.
На Западе анализу состояния фирм уделяется главное внимание, и с этой целью при рассмотрении значений коэффициентов конкретной фирмы рекомендуется сравнивать их с ее же более ранними показателями и со средними показателями для отрасли, к которой фирма относится. Так, фирма Dun and Brand-street ежегодно готовит сборник "Industry and Key Business Rations", содержащий балансовые показатели и рассчитанные на их основе коэффициенты по 800 отраслям экономики США (определены Стандартным промышленным классификатором). Аналогичные сборники издаются фирмой и по другим странам.
При финансовом анализе российских торговых организаций реализовывать эти рекомендации затруднительно. Сравнение же со своими более ранними показателями зачастую нереально из-за постоянных изменений правил налогового законодательства, нормативных актов, регулирующих деятельность организаций; а сравнение показателей анализируемой организации с нормативными значениями для торговли вообще невозможно в связи с отсутствием такой информации. Как это известно, большинство заемщиков банков являются торговыми организациями, но далеко не все они являются первоклассными заемщиками. Поэтому в целях определения перспектив и путей совершенствования торговых организаций, как одного из элементов механизма банковского кредитования, банкам необходимо предложить эффективную систему оценки и распознавания торговых организаций в части их кредитоспособности и финансового состояния. Именно для торговых предприятий можно предложить следующую систему.