Повышение эффективности банковской системы России
Сфера, без улучшений в которой российские банки заведомо проиграют в конкурентной борьбе с иностранными, — качество обслуживания. Практика показывает, что эффективность сервиса, достоверность и доступность информации о финансовом продукте имеют для клиентов большее значение, чем уровень процентных ставок и комиссий за банковские услуги. При более низких издержках на привлечение средств у иностранных и государственных банков по сравнению с коммерческими банками именно качественный сервис является важнейшим фактором, дающим возможность компенсировать эту разницу и заработать прибыль. Здесь тоже необходимо сотрудничество с государством - более четкая проработка законодательства позволит сократить бумагооборот, ускорить обслуживание клиентов.
В условиях бурного роста кредитования, удлинения сроков и фактического снижения процентных ставок для успешной и эффективной работы банка необходимо особое внимание к работе с заемщиками. Управление качеством кредитного портфеля при снижающейся марже и ужесточении регулирования розничного кредитования становится ключевым вопросом в обеспечении прибыльности. Необходима постоянная работа по поддержанию соответствия процентной ставки качеству заемщиков, предотвращению кредитного мошенничества, а также избыточной долговой нагрузки, принимаемой заемщиками и поручителями. Банковское сообщество должно активно работать с государством в сфере регулирования раскрытия информации об условиях кредитования и обмена информацией о недобросовестных заемщиках.
Банки должны принять активное участие в создании адекватных и цивилизованных механизмов взыскания задолженности, в том числе и в разработке жесткой, но гуманной системы личного банкротства, которое должно быть закреплено на законодательном уровне.
Еще одна сфера, где необходимо тесное сотрудничество банков и государства, — укрепление банковского надзора. Без качественного регулирования невозможно устойчивое развитие национальной банковской системы и повышение доверия населения и бизнеса к банкам. Качественный надзор необходим и банкам, и клиентам. Необходимо повышение роли саморегулирования, совместные действия банковского сообщества и регулирующих органов по очищению индустрии и борьбе с такими негативными явлениями, как отмывание денег. Россиянин или иностранный партнер, приходя в банк, должны быть твердо уверены в его надежности и добросовестности.