Правовые основы деятельности коммерческих банков
Современные представления о сущности банка, характере его деятельности и роли в экономике во многом определяют содержание и структуру банковского законодательства - совокупности законодательных актов и отдельных нормативно-правовых предписаний, взаимодействующих между собой и регламентирующих общественные отношения в сфере банковской деятельности.
Следует различать банковское законодательство и источники банковского права, систему его внешних форм, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковской системы России, в частности, в процессе регулирования банковской деятельности со стороны Центрального банка Российской Федерации и других органов государственной власти. Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ «О банках и банковской деятельности в РСФСР» правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» № 86-ФЗ от 27.06.02 г., а также другими федеральными законами и нормативными актами ЦБ РФ.
Конституция РФ содержит нормы, имеющие основополагающее значение для функционирования российской банковской системы. Так, ст. 8 гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности. Среди конституционных норм, непосредственно касающихся банковской деятельности, следует указать на п. «ж» ст. 71, в соответствии с которым в ведении Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование; денежная эмиссия; основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Кроме перечисленных норм, требующих принятия специальных отраслевых законов, есть нормы, не нуждающиеся в принятии специальных законов, а обладающие прямым действием. Например, в соответствии со ст. 75 денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Введение и эмиссия других денег в России не допускается.
Федеральное банковское законодательство Российской Федерации подразделяется на общее и специальное.
Общее включает в себя нормы, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ (гл. 7 «Ценные бумаги», гл. 42 «Заем и кредит», гл. 44 «Банковский вклад», гл. 45 «Банковский счет», гл. 46 «Расчеты» и др.), в Уголовном кодексе РФ (ст. 172 «Незаконная банковская деятельность», ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем», ст. 176 «Незаконное получение кредита», ст. 177 «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности», ст. 183 «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну», ст. 185 «Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг»), в Федеральных законах «Об акционерных обществах» от 07.08.01 г., «О рынке ценных бумаг» от 22.04.99 г., «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.92 г., «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 13.07.01 г.
Под специальным банковским законодательством понимается система законодательных актов, состоящая из Федеральных законов «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 02.12.90г. (ред. от 21.07.05г., с изм. и доп. вступившими в силу от 01.09.05г.), «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 27.06.02 г. (ред. от 18.07.05г.), «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.99 г. (ред. от 20.08.04г.).
Ни общие, ни специальные законы не могут противоречить Конституции РФ.
Подзаконные акты, содержащие нормы банковского права подразделяются в свою очередь на несколько групп:
1. нормативные акты Банка России. В соответствии со ст. 6 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ЦБ издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Его нормативные акты не могут противоречить федеральным законам и могут быть обжалованы. В зависимости от содержания они могут издаваться в форме:
ü указания (если его содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции ЦБ РФ);
ü положения (если его содержание составляет установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции ЦБ РФ);
ü инструкции (если ее основным содержанием служит определение порядка применения положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам комплектации ЦБ РФ).
Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы;
2. указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам и имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.
Согласно ст. 90 Конституции РФ он издает указы и распоряжения, которые носят подзаконный характер. Если в законодательстве существует пробел, то Президент РФ может своими указами восполнить этот пробел, и тогда такой указ будет носить нормативный характер;