Правовые основы деятельности ЦБ РФ
ЦБ РФ не подчиняется Правительству РФ и не является органом исполнительной власти, но он подотчетен Государственной Думе Федерального собрания РФ. Эта подотчетность означает:
· назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой Председателя ЦБ РФ по представлению Президента России;
· назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой членов Совета Директоров ЦБ РФ (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ);
· определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки ЦБ РФ;
· предоставление ЦБ РФ Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения;
· проведение парламентских слушаний о деятельности ЦБ РФ с участием его представителей;
· доклады Председателя ЦБ РФ Государственной Думе о деятельности Банка России (2 раза в год – при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).
Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров. Годовой отчет Банка России включает:
1) отчет о деятельности Банка России, анализ состояния экономики РФ, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы, валютного положения и платежного баланса РФ, а также перечень мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике, проводимых Банком России;
2) годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли;
3) порядок формирования и направления использования резервов и фондов Банка России;
4) аудиторское заключение по годовому отчету Банка России.
Кроме того, Банк России ежегодно не позднее 1-го октября представляет в Государственную Думу (а также Президенту и Правительству РФ) проект «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на предстоящий год и не позднее 1-го декабря – окончательный вариант этого документа. «Основные направления…» должны включать себя: анализ состояния и прогноз развития экономики РФ, основные ориентиры, параметры и инструменты намечаемой денежно-кредитной политики.
Таким образом, Центральный Банк РФ имеет сложную правовую природу. Во-первых, он является юридическим лицом публичного права. Как юридическое лицо, он обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Во-вторых, он представляет особое организационное образование, сущность которого нельзя сводить к исполнительной или административной власти. Обобщенно можно констатировать, что Банк России – это орган государственного управления специальной компетенции. И, в-третьих, Банк России является особым целевым образованием для выполнения определенных функций, необходимых всему обществу.