Правовые основы государственного регулирования банков второго уровня
Правила классификации устанавливают особенности классификации однородных кредитов, основные требования к однородным кредитам и к внутренним политикам банка.
В этой связи, внутренняя политика банка играет важную роль в портфельном подходе оценки рисков, которая в деталях должна раскрывать признаки однородности, включая порядок, методы, сроки их группировки, а также мониторинг, методику, процедуры классификации (реклассификации) и формирования (расформирования) провизии (резервов) против таких кредитов.
В целях диверсификации ссудного портфеля внутренняя политика банка может содержать требования к объему портфеля однородных кредитов, отдельных видов кредитов, включаемых в портфель.
Следует отметить, что прежде чем создавать портфель однородных кредитов, банку необходимо утвердить внутреннюю политику, провести мероприятия по созданию портфеля однородных кредитов. Уполномоченный орган банка принимает решение о создании портфеля однородных кредитов и утверждает внутренние правила по данному виду портфеля однородных кредитов, содержание которых соответствует пункту 34 Правил классификации. Кредиты группируются в портфель однородных кредитов в соответствии с внутренней политикой в пределах 0,02 процентов от величины собственного капитала банка, рассчитанного в соответствии с требованиями уполномоченного органа по методике расчета пруденциальных нормативов для банков.
В соответствии с пунктом 41 Правил классификации, предусмотрен ежеквартальный анализ портфеля, соответственно датой оценки риска является каждое первое число квартала, следующего за отчетным. Таким образом, в течение отчетного квартала в портфель однородных кредитов включаются займы, размер которых не превышает 0,02 процентов от величины собственного капитала банка, рассчитанного на начало квартала.
Необходимо обратить внимание, что при расчете размера кредитов, включаемых в портфель однородных кредитов, за основу берется совокупный размер задолженности на одного заемщика.
Кредиты включаются в портфель однородных кредитов с даты их выдачи в сумме, установленной в договоре банковского займа, и не допускается включение кредитов по остатку долга. Также согласно пункту 39 Правил классификации, не предусматривается вывод отдельных займов из портфеля в связи с ухудшением их качества.
Портфель однородных кредитов может формироваться отдельно по физическим и юридическим лицам, с разбивкой внутри по соответствующим признакам однородности.
В соответствии с пунктом 21 Правил классификации критерии, используемые банками при анализе кредитоспособности заемщиков (должников), в том числе при оценке финансового состояния заемщика и стоимости предмета залога, а также процедуры принятия и исполнения решений по созданию провизии (резервов), регламентируются Правилами классификации, а также внутренними документами банка, определяющими кредитную, инвестиционную и учетную политику и, в том числе, содержащими требования относительно порядка начисления и приостановления начисления вознаграждения по активам.
Кроме того, при рассмотрении данного вопроса банкам необходимо руководствоваться положениями МСФО.
Регулирование прав депозиторов в Республике Казахстан основывается на Законе РК "Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан" от 12 января 2007 года № 222-III. Данный Закон направлен на защиту прав депозиторов - физических лиц и определяет правовые основы функционирования системы обязательного гарантирования депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан, порядок создания и деятельности организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, участия банков второго уровня в системе обязательного гарантирования депозитов, а также иные вопросы взаимоотношений участников системы.
Целью системы обязательного гарантирования депозитов является обеспечение стабильности финансовой системы, в том числе поддержание доверия к банковской системе путем выплаты гарантийного возмещения депозиторам в случае принудительной ликвидации банка-участника.