Развитие электронной торговли
Началом развития электронной торговли можно считать 1971 год, когда биржи еще представляли собой обычные торговые площадки, на которых велось нечто вроде аукциона. Люди торговали, проигравшие рвали на себе волосы в бессильной ярости, падали в обморок или даже лезли драться с маклерами, как это было во времена Великой Депрессии.
NASDAQ[6] являлся формой биржевой площадки, принципиально отличавшейся от традиционной, существовавшей еще с конца XIX века. Отличие заключалось в том, что NASDAQ изначально проектировался как рынок, не имеющий биржевой площадки. Все дилеры рынка ценных бумаг - его профессиональные участники - были соединены между собою в единую электронную сеть. Такие условия торговли не давали покоя мелким инвесторам. В результате, в 1985 году американская Комиссия по ценным бумагам внедрила на рынке Систему выполнения малых ордеров (SOES). Американский фондовый рынок в то время находился в состоянии стагнации, поэтому допуск на рынок мелких инвесторов был очень кстати. После того, как в 1987 году американские акции перешли в стадию свободного падения, SOES пришлось сделать принудительным и обязательным для всех брокеров. В 1989 году в Нью-Джерси появился первый прообраз современного дилингового зала, где не было ни брокеров, ни экрана с котировками - были только компьютеры, по меркам тех времен - самые современные, по современным меркам - допотопные. За компьютерами сидели трейдеры и отдавали через электронный терминал приказы брокерам, которые, в свою очередь, вводили ордера в рабочую станцию NASDAQ.
Количество частных инвесторов на рынке стало увеличиваться с каждым годом, и к середине 90-х годов торговля акциями через Интернет стала в США и Европе обычным явлением. Пионерами в области онлайновых торгов были компании E-Trade Group, Ameritrade, Datek Online, Merrill Lynch, Morgan Stanley, Donaldson, Lufrin & Jenrette[7]. Примечательно, что изначально эти брокеры рассматривали эту услугу как новое направление, стоящее отдельно от традиционного брокеража.
Бурный расцвет интернет-трейдинга на Западе совпал с введением брокерами технологий ECN - систем прямого доступа, позволяющих клиенту оперировать на рынке без участия брокера.
Инвестиции в бизнес, связанный с предоставлением брокерских услуг через Интернет, считаются чрезвычайно привлекательными сами по себе. Развитие технологий и удешевление стоимости программно-аппаратных средств привело к тому, что по своим информационным возможностям и техническому оснащению частные инвесторы все больше приближаются к профессиональным. В США появился класс так называемых дэй-трейдеров (day trader). В отличие от основной массы инвесторов, дэй-трейдеры извлекают прибыль из краткосрочного изменения внутри дневных котировок, «скальпируя» рынок и закрывая позиции к концу торговой сессии.
Day trading – "внутридневная торговля" - стратегия активной торговли, состоящая в открытии и закрытии позиций в течение одного торгового дня и получении прибыли на малых краткосрочных изменениях цены[8]. Правила NASD определяют day trading как "регулярное выставление в течение торгового дня ордеров на покупку и продажу одних и тех же ценных бумаг[9]".
В Европе неактивно и значительно позднее пошли процессы внедрения Интернет-технологий, но со временем был сделан акцент на развитие электронной торговли в банковской сфере и объединения компаний, предоставляющих разные области финансового бизнеса. Однако в отличие от Америки, где банки «упустили» розничный сектор инвестиционных услуг и отдали пальму первенства онлайновым брокерам, в Европе был реализован другой сценарий.