Содержание факторинговых операций
В современных условиях факторинг является универсальной системой обслуживания клиентов, включающей бухгалтерское, информационное, рекламное, сбытовое, транспортное, страховое, кредитное и юридическое. За клиентом сохраняется практически только производственная функция. Поставщик в этом случае может отказаться от сохранения собственного штата служащих, выполняющих те функции, которые принимает на себя фактор-банк или компания. Это позволяет компенсировать высокую стоимость обслуживания (0,75 – 3 % годового оборота).
С экономической точки зрения факторинг – это торговля долговыми обязательствами (разновидность так называемых учетных операций). Применительно к деятельности банков под факторингом понимается покупка ими срочных платежных требований, возникающих из поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе прав требования возврата выданных кредитов.
С правовой точки зрения факторинг представляет собой сделку, означающую уступку прав требования.
С финансово-экономической точки зрения – финансирование клиентов под уступку ими своих денежных требований к должникам (счетов-фактур). Чтобы осуществлять такую деятельность, банк-фактор, как и любая факторинговая компания, должен располагать оборотным фондом факторинга – определенным объемом денежных средств, находящихся в распоряжении соответствующего подразделения банка.
Таким образом, факторинг – это система финансирования, при которой поставщик переуступает краткосрочные требования по торговым сделкам факторинговой компании или коммерческому банку.