Структура управления ПФР
Для решения задач по управлению средствами пенсионного страхования сформирована трехуровневая структура управления ПФР.
Руководство Фондом на федеральном уровне осуществляется его Правлением и постоянно действующим исполнительным органом – Исполнительной дирекцией (последняя структура Исполнительной дирекции утверждена постановлением Правления от 12.07.2002г. №72п).
В состав Правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В дальнейшем при стабилизации политической и экономической ситуации в стране предполагается создать орган управления Фондом из лиц наемного труда (застрахованных), работодателей (предпринимателей), представителей независимых профсоюзов и государства.
Управление органами ПФР в республиках, краях, областях, национально-территориальных образованиях осуществляется региональными отделениями ПФР, которые являются юридическими лицами. Общее количество региональных отделений ПФР, расположенных во всех административных центрах РФ, равно 89. На местах имеются районные (городские) управления.
При такой структуре каждый объект получает управляющее воздействие от соответствующего объекта вышестоящего уровня и, в свою очередь, управляет определенным количеством объектов нижестоящего уровня. Информация о состоянии и характере функционирования подчиненных объектов передается в обратном порядке.
В состав руководящего органа – Правления ПФР – в настоящее время входят по должности Председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие несколькими отделениями ПФР.
Правление ПФР выполняет следующие функции:
несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР;
определяет перспективные и текущие задачи ПФР;
утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) региональных отделений Фонда, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;
назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений;
утверждает положение об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР;
издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР;
решает другие вопросы, входящие в компетенцию ПФР.
Основными задачами региональных отделений ПФР являются :
организация персонифицированного учета застрахованных граждан;
назначение и выплата пенсий;
финансирование выплаты пенсий и их доставки;
доставка пенсий (в некоторых регионах);
- финансирование социальных программ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 27.09.2000г. №1709 практически во всех регионах России (в том числе и в Пензенской области) в настоящее время на базе региональных отделений ПФР созданы службы по начислению, выплате и доставке пенсий, т.е. объединены все процессы пенсионного обеспечения от первичного учета застрахованных, оценки пенсионных прав до финансирования, выплаты и доставки пенсий. При этом функции непосредственного назначения и выплаты пенсий, ранее находившиеся в ведении органов социальной защиты, также переданы органам ПФР.
Все практические задачи решаются на уровне районных (городских) УПФР.
В нашей области передача полномочий по назначению и выплате пенсий от органов социального обеспечения Пенсионному фонду произошла в 2001 году. Это позволило упростить схему финансирования выплаты пенсий, ликвидировать лишние звенья в процессе движения средств от плательщиков страховых взносов к пенсионерам, сократить срок прохождения денежных средств, исключить случаи нецелевого использования средств в системе, так как они направляются только на выплату государственных пенсий.
Исключены также случаи искусственного завышения пенсионными службами заявок на выделение и право расходования средств. Соединение функций по пенсионному обеспечению в одной организационной структуре наряду с общим усилением контроля за расходованием пенсионных средств позволило создать эффективную систему предупредительного контроля. Такой контроль осуществляется при приеме документов, представленных для назначения (перерасчета) пенсий. Причем, возможность обращения одновременно к информационной базе плательщиков страховых взносов и к базе данных персонифицированного учета обеспечивает неразрывную связь пенсионных решений с уплатой страховых взносов.