Виды и особенности банковской логистики
Деятельность банка на фондовом рынке. Среди операций, наиболее близких по характеру функционирования к логистическим, следует выделить деятельность коммерческого банка на фондовом рынке. Потребности в выборе оптимальных маршрутов на рынке ценных бумаг не только технически (по процедуре и технологий сделок они выгодно отличаются от многих других финансовых потоков), но и по своей природе (с силу специфического товара – фондовых ценностей), обуславливает необходимость широкого применения инструментария логистики. Причиной этого можно считать характеристики бумаг – особого товара, обращающегося в фондовой логистической системе - номинализированного по форме товара, обладающего наиболее высокими качествами для рационального товародвижения. Стратегия коммерческого банка при выборе объектов инвестирования среди инструментов фондового рынка, а также тактику управления портфелем – по своему логистическому и экономическому содержанию есть ни что иное, как процесс маршрутизации аккумулированных инвестиционных потоков.
Инкассаторские перевозки. Исследования широкого круга прикладных аспектов применения приемов и методов логистики в банковском деле позволило определить перечень первоочередных задач коммерческого банка и направление его деятельности. Необходимо использовать методы логистического инструментария при выполнении такой банковской операции как инкассаторские перевозки. Банковские перевозки можно условно разделить на периодические (регулярные) и чрезвычайные (экстраординарные). К регулярным перевозкам можно отнести инкассацию денег (ежедневную, еженедельную и т.д.) клиентов банка, которая реализует или непосредственно банковским транспортом со своими инкассаторами, или путем обращения к специализированной организации. Таким образом, возможна постановка ряда много мерных оптимальных задач планирования инкассаторских маршрутов как различных интерпретаций задач транспортной логистики, а именно «задачи о коммивояжере».
В силу спецификации инкассируемых ценностей (наличных денежных средств) проводится оптимизация маршрута по отдельным состовляющим комплексного показателя качества. При этом учитывались следующие критерий:
а) минимизация по времени
б) минимизация по пробегу
в) минимизация по стоимости
г) минимизация по риску нападения.
Полученные расчеты доказывают возможность применения «стандартной» транспортной задачи для решения задач коммерческих банков, где ранее подобные методы не использовались.
Согласование результатов расчетов, проведенных в заключительном разделе работы, с ведущими специалистами и топ- менеджерами банков позволило сделать вывод о том, что полученный оптимальный маршрут, будучи «лучшим», не обязательно будет использован кредитным институтом. Для окончания выбора руководителю банка, принимающему решение, должны быть предоставлены описания маршрутов, выполненные в cсоответствующем виде.
Должны быть приведены мнения и оценки экспертов, в том числе и субъективные, о качестве данного маршрута и его взаимосвязи в различными показателями.
Интернетизация банковской системы. Интернетизацию банковской деятельности следует рассматривать , во-первых, как часть Интернет – трейдинга в электронной коммерции, во-вторых, как самостоятельное направление банковского дела. Использование электронной сети позволит не только снизить издержки, связанные с организацией дополнительных офисов, заработной платой новых сотрудников, но и сократить время прохождения транзакций между контрагентами. В свою очередь это создает предпосылки для ускорения оборота финансовых и материальных потоков и благоприятные условия для функционирования банковской логистической системы. Особо следует отметить возможность использования всемирной сети Интернет для оформления корпоративных и синдицированных кредитов. При этом банковская процедура превращается из финансовой услуги в особый вид электронной коммерции.
Исследования проведенные в последние два –три года, показывают, что большинство ученых и специалистов дают репрезентативную оценку Интерне – трейдинга кА реально существующей логической системе. Следовательно, все подсистемы, участвующие в торговле через сеть Интренет также должны быть сконструированы как логистические. Интернет – трейдинг в России показывает, что в большинстве случаев не развитость дистанционного банковского обслуживания превратилось в фактор, серьезно тормозящий реализацию главного экономического достоинства – ускорения оборота капитала. Это, как известно, означает не раскрытие такого потенциала Интрене – трейдинга как увеличение скорости движения не только финансового, но и товарного потоков (потока ценных бумаг на фондовых биржах, потока товаров в электронных магазинах и т.д.), что конечном итоге ведет к недополучению прибыли при равной массе авансированного капитала.
Логистическая концепция технологий факторинга. Внедрение такой банковской услуги как факторинг (особенно при экспортно – импортных операциях) способствует достижению главной цели логической системы – сокращает время всего цикла внешнеторгового логистического потока, повышает качество взаимоотношений с россискими партнерами и, как следствие увеличивает прибыль коммерческого банка. При увеличении скорости движения потоков одновременно достигается и повышение качества обслуживания. Это способствует непременному росту потенциальных участников (клиентов банка), что в свою очередь, обеспечит мультиплицирование эффекта логистизации банковской деятельности.