Заключение

В настоящее время в действующем законодательстве Российской Федерации не содержится какого-либо определения кредитоспособности. Это создает трудности при использовании данного термина, столь важного в условиях рыночной экономики.

На сегодняшний день специалисты коммерческих банков России опробовали множество методик оценки кредитоспособности клиентов. Системы отличаются друг от друга количеством показателей, которые применяются в качестве составных частей общей оценки заемщика, а также разными подходами к характеристикам и приоритетностью каждого из них.

Для оценки кредитоспособности физических лиц банками используются следующие методики: скоринговые модели; методика определения платежеспособности; андеррайтинг.

Главной особенностью корпоративного кредита является то, что решение о предоставлении кредита заемщику - физическому лицу принимается на основе анализа кредитоспособности предприятия-поручителя. Поэтому необходимо было рассмотреть существующие методики определения кредитоспособности заемщика - юридического лица.

Если заемщиком выступают юридические лица, то для определения их кредитоспособности проводится количественный (оценка финансового состояния) и качественный анализ рисков, что необходимо для выявления возможности, его размера и условий.

Существует множество различных методик оценки кредитоспособности. В первой главе были рассмотрены лишь некоторые из них: комплексный финансовый анализ; модель Альтмана; рейтинговый метод. Каждая из этих методик имеет свои преимущества и недостатки.

Проблема выбора системы показателей для оценки способности заёмщика исполнить свои обязательства является наиболее актуальной и сложной на нынешнем этапе развития банковской системы России.

Во второй главе была рассмотрена методика оценки кредитоспособности заемщика, применяемая МКБ, в том числе, и на конкретном предприятии ООО "АННА".

По данным анализа было выявлено, что предприятие по основным показателям баланса развивается стабильно и самостоятельно. Резкий рост чистой прибыли за 3-йквартал обусловлен увеличением объемов продаж с участием кредитных ресурсов МБК. Предприятие стало активно привлекать заемные средства, произошло снижение запасов товаров в магазинах. Однако, рейтинговая оценка предприятия, основанная на коэффициентах финансовой деятельности, возросла с 55 до 88.

Таким образом, на основании вышеизложенного было принято объективно правильное положительное решение о кредитовании ООО "АННА".

В третьей главе была предложена методика определения наилучшей (оптимальной) стратегии заключения сделок, обеспечивающей максимальный рост прибыли за счет правильного выбора из всех потенциально возможных сделок их отдельного наилучшего (по показателям прибыли и надежности) множества, что позволит МКБ отбирать и заключать договоры с кредитоспособными заемщиками. Введение данной программы позволит получить экономию 2,5 часа и экономию стоимости затраченного времени 121,87 руб. на обработке каждого клиента.