Зарождение исламского банковского дела
История исламского банковского дела начинается с первых дней появления ислама. Наиболее важным событием, которое впоследствии привело к возникновению исламских банков, явились откровения пророка Мухаммеда о запрещении рибы. В дополнение к этому, пророк при всяком случае осуждал и порицал кредитующих и дающих взаймы под процент. Со времен появления исламской цивилизации существуют такие операции, как обмен валюты, денежные переводы и использование чеков. Однако в то время организованная банковская система так и не появилась. Функции финансовых институтов взяли на себя частные лица. В отличие от обычных банков, которые развивались параллельно с возрождением европейской торговли в 13 веке, исламское банковское дело не получило своего развития. В результате развития торговли и колониализма мусульманские страны приняли традиционную банковскую систему, а исламское банковское дело, зародившееся в ранний период развития ислама, прекратило свое существование.
Так называемое «исламское возрождение», которое захлестнуло весь мусульманский мир, явилось толчком для создания исламского банковского дела.
Хотя первые идеи о создании особых банков возникли уже в конце 40-х годов XX века, первые практические шаги в этом направлении были предприняты лишь в начале 60-х годов. В частности, первым успешным экспериментом с образованием финансового института, работающего без процентов, считается проект сберегательной кассы в Мит-Гамре, маленьком египетском городке, расположенном в дельте Нила, хотя в тот период такого термина - "исламский банк" еще не существовало. Руководитель этого проекта, доктор Ахмад Али-Нагтар вел длительную агитацию среди жителей города и окрестных деревень перед тем, как в 1963 году был открыт первый филиал.
Цель этого проекта состояла в том, чтобы «интегрировать сельское население в процесс капиталообразования». Инициаторы создания банка исходили из того, что необходимый для индустриализации Египта процесс накопления капитала должен произойти в аграрном секторе, который тогда доминировал в народном хозяйстве Египта. Проект разрабатывался под лозунгом: "Превращайте феллахов (крестьян) во вкладчиков!" Указанный кредитный институт имел три фонда:
1. Сберегательный и кредитный фонд с минимальным вкладом в 5 пиастров, причем вкладчик получал не проценты, а имел определенные привилегии. Например, он мог получить беспроцентный кредит.
2. Инвестиционный фонд с минимальным вкладом в 1 египетский фунт на 1 год. Через этот фонд финансировались прибыльные проекты в городе, и вкладчик получал часть доходов от проекта.
3. Социальный фонд, в который вкладчики могли добровольно платить "закят" (исламский социальный налог). Средства из этого фонда использовались, в первую очередь, для нуждающихся среди вкладчиков.
Хотя проект функционировал успешно, в 1967 году его закрыли по политическим мотивам.[3]
Другим был Perbadanan Wang Simpanan Bakal-Bakal Haji (PWSBH), созданный в Малайзии в 1963 году для того, чтобы правоверные могли копить на хадж.[4]
Однако, уже в 1971 году в Египте в ходе нового политического курса ("корректурная революция") был создан "Насер Социал Банк", первый государственный исламский банк, а в 1975 году появился первый частный исламский банк "Дубаи Исламик Банк" в Дубае. Начиная с середины 1970-х годов, число исламских банков росло быстрыми темпами. Аналогичные банки были образованы не только в странах, где ислам является государственной религией (Египет, Иордания, Бахрейн, Судан, Кувейт, ОАЭ, Тунис, Мавритания и Малайзия), но также и в Великобритании, Дании, Швейцарии, где число приверженцев ислама незначительно.
Со второй половины 80-х годов начали возникать небанковские финансовые институты, выступающие под вывеской "исламских", в первую очередь в Египте. Их арабское название "Шарикат Аусиф Аль-Амваль" можно перевести как "исламские инвестиционные общества". На начало 1988 года в Египте уже насчитывалось более 300-х таких обществ с суммарным капиталом в 4-8 млрд. долл. США. Число вкладчиков превышало 3 миллиона человек.
Так как до 1988 года не существовало закона, который регулировал бы их деятельность, они не обязаны были публиковать балансы и годовые отчеты, иметь наблюдательный совет, и проводить собрания акционеров. Владелец общества самостоятельно решал все вопросы вложения средств и размеров выплат вкладчикам. По депозитным соглашениям они работали в соответствии с шариатом, под чем они понимали вышеописанную систему участия в прибыли и убытках.