Жилищные сертификаты
Теоретически ГЖС, как мы уже сказали, позволяет приобретать квартиры и на первичном, и на вторичном рынке. Также позволительно покупать индивидуальный жилой дом (либо его часть), одну или несколько квартир (комнат). Однако в сделке всегда есть другая сторона – продавцы. И довольно долго они с подозрением смотрели на перспективу, что за свою недвижимость они получат не живые деньги, а нечто не очень понятное.
Опасения, если честно, не совсем беспочвенные. Деньги с ГЖС поступают безналом на счет продавца – ждать их приходится не менее 1-1,5 месяца с момента после подписания договора купли-продажи: месяц на госрегистрацию и еще минимум две недели на банковский перевод. Плюс традиционные для нашей страны сомнения из серии «а вдруг банк обанкротится?!». Плюс вообще нежелание демонстрировать свои денежные потоки кому-либо.
Но все это было актуально до кризиса. Как только покупателей на рынке поубавилось, продавцы стали рады любым деньгам – пусть и безналичным, и по госпрограмме.
К вопросу обеспечения жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, Правительство РФ всегда уделяло большое внимание. В 90-х гг. эта проблема решалась путем строительства жилья в рамках реализации Государственных программ обеспечения в 1993-95 и в 1996-97 гг. жильем военнослужащих, уволенных с военной службы в запас или в отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей.
Этими программами предусматривалось обеспечить жильем порядка 409 тыс. семей военнослужащих и около 233 тыс. семей граждан, уволенных с военной службы. Фактически за 5 лет жилье предоставлено 240 тыс. семей, что составило лишь 37% от заданий программ.
Основной причиной невыполнения программ явилось несвоевременное финансирование строящихся объектов, а также распыление бюджетных средств по множеству объектов, что привело к образованию большого объема незавершенного строительства.
В 1997 г. по поручению Правительства РФ Госстрой России совместно с заинтересованными министерствами и организациями подготовил концепцию перехода от строительства жилья к адресному предоставлению за счет средств федерального бюджета субсидий, удостоверяемых государственными жилищными сертификатами, военнослужащим, подлежащим увольнению с военной службы, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.
Целевое адресное предоставление безвозмездных субсидий на приобретение жилья доказало свою эффективность, поскольку позволило:
1. решать жилищную проблему путем предоставления гражданам возможности приобретения готового жилья на рынке;
2. предоставлять гражданам право выбора местоположения жилья и его качественных характеристик;
3. обеспечить расходование бюджетных средств, направляемых непосредственно гражданам - участникам Программы, только на приобретение жилья;
4. избежать замораживания бюджетных средств в незавершенном строительстве.
График изменения расчетной стоимости 1 м2 общей жилой площади показывает, что с 1998 по 2004 г. стоимость возросла почти в 4 раза, основной рост стоимости пришелся на 2001-2002 гг. (рис. 4). Причины роста в этот период объясняются резким увеличением стоимости в Москве и Санкт-Петербурге.
Рисунок 4 - Изменение средней рыночной стоимости 1 м2 общей площади жилья по годам реализации Программы.
Программой предусматривалось обеспечить жильем для постоянного проживания 210 тыс. семей, из них 160 тыс. семей граждан, уволенных с военной службы, и 50 тыс. семей военнослужащих, увольняемых с военной службы.
Всего за 6 лет реализации Программы выпущено около 129 тыс. сертификатов (рис. 5). Их них на настоящее время реализовано около 99 тыс. сертификатов. Кроме того, 6530 семей получили квартиры от Минобороны России в завершенных строительством жилых домах в 1998 г. Итого в рамках Программы были обеспечены жильем около 105 тыс. семей.
Рисунок 5 - Количество государственных жилищных сертификатов, выпущенных в рамках Программы в 1998-2003 гг. и планируемый выпуск сертификатов в рамках подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-10 гг.
Объемы реализации Программы были обусловлены ежегодно выделяемыми средствами федерального бюджета. В 1998-2003 гг. на погашение сертификатов затрачено бюджетных средств около 40 млрд руб.
Необходимо отметить, что в 1998-2000 гг. финансирование Программы производилось из целевого бюджетного Фонда содействия военной реформе, исходя из фактически поступающих доходов, что не позволяло планировать выпуск сертификатов в течение года. В результате сертификаты выпускались в основном в конце года. С 2001 г. и по настоящее время финансирование осуществляется в составе расходов федерального бюджета на государственные капитальные вложения.