Порядок открытия и ведения расчетных счетов банком
- целевое назначение зачисляемых денег, контролировать которые по общему правилу должен собственник денег или лицо (орган), которому это поручено, хотя нередко такой контроль незаконно возлагают на банки;
- ограниченный срок существования счета, составляющий один год, поскольку бюджет в России утверждается ежегодно, и это означает, что в конце года такие счета должны быть закрыты, а остатки по ним перечислены в бюджет.
В соответствии с Указом Президента РФ от 7 сентября 1995 г. № 902 «Об открытии отдельных текущих счетов по учету средств федерального бюджета, предоставляемых на возвратной и платной основе для финансирования конверсионных и инвестиционных программ», инвестиционные и конверсионные счета — это счета, владельцами которых являются предприятия по учету средств федерального бюджета, предоставляемых на возвратной и платной основе на финансирование конверсионных и инвестиционных программ.
Для открытия расчетного (текущего или иного) банковского счета клиент представляет в банк, в соответствии с действующим законодательством и банковскими правилами и обычаями, следующие документы:
- заявление на открытие счета;
- копии устава, учредительного договора, протокола № 1 общего собрания, свидетельства о регистрации предприятия, приказа о назначении главного бухгалтера;
- справки о присвоении кодов (из Государственного комитета по статистике) и постановке на учет (из территориальных органов Министерства по налогам и сборам РФ);
- копии документов, подтверждающие регистрацию в Пенсионном фонде, Фонде занятости населения, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования;
- две карточки с образцами подписей и оттиска печати.
Учредительные документы должны быть удостоверены нотариальными или регистрирующими органами. При заполнении банковских карточек подписи фиксируются только в присутствии нотариуса или должностного лица вышестоящей организации. Банковские карточки могут быть заполнены так же как и заявление — от руки. Право первой подписи принадлежит руководителю предприятия или его заместителю, право второй — главному бухгалтеру, а при отсутствии этой должности в штате — лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Предоставление права подписания документов указанным лицам должно быть оформлено приказом по предприятию. Наличие этих двух подписей на расчетных документах — важнейшее условие для принятия их к исполнению банком. Если на предприятии вместо должности главного бухгалтера предусмотрена должность с иным названием, то об этом должна быть сделана отметка в карточке. Если в штате предприятия нет должности бухгалтера или лица, выполняющего его функции, фиксируется лишь подпись руководителя.
В случае открытия подразделению расчетного субсчета вместе с банковскими карточками в банк представляются приказ головного предприятия о создании подразделения и заявление с перечислением тех операций, которые разрешается совершать по этому субсчету. При открытии и расчетного субсчета, и текущего счета в банк также представляется утвержденный головной организацией устав подразделения. Банковские карточки в случае открытия расчетного субсчета и текущего счета заверяются вышестоящей организацией, ее печатью, нотариальное заверение при этом не требуется.