Организация расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке РФ
Глобализация мировой экономики и финансовых рынков привели к существенным сдвигам в условиях развития банковской системы. Во-первых, стремительно возросли частота и размах изменений экономической среды в мире и в отдельных странах, заметно сократилась степень ее предсказуемости. В значительной мере это связано с расширением в разных странах операций с многообразным спектром универсальных финансовых инструментов. Во-вторых, в 80-90-е годы участились банковские кризисы, охватившие все группы стран, но особенно остро проявляющиеся в странах с развивающимися рынками. Эти кризисы вызываются сочетанием различных факторов, включая экономические, институциональные, политические, психологические. Россия не стала в данном случае исключением.
Финансовый кризис наглядно показал, что развитие российской экономики все больше увязывается с общемировыми процессами. В наибольшей мере это коснулось банковской системы как основной части финансового сектора России. Интеграция России в мировую финансовую систему проявилась как в зависимости банковского сектора от конъюнктуры на мировых рынках, так и в негативных последствиях крушения ведущих российских банков для финансовых институтов Запада.
Оценивая международный опыт, можно сказать, что системный банковский кризис 1998-1999 гг. в России вполне закономерен и обусловлен как воздействием ухудшившейся ситуации на мировых финансовых рынках, так и макроэкономической дестабилизацией, обострением проблемы бюджетного дефицита, просчетами экономической политики в самой России. Экономический и финансовый кризис в стране начался задолго до 17 августа 1998 г., что особенно наглядно проявилось именно в банковском секторе. В данной главе исследуются причины банковского кризиса в России, связанные с внутренними факторами развития банковской системы, а проблемы регулирования банковской деятельности рассматриваются в следующей главе данного раздела.
Анализ тенденций развития российской банковской системы показывает, что предотвратить кризис было практически невозможно. Кризисные явления в явном или скрытом виде накапливались в течение последних лет и были обусловлены целым рядом факторов. Однако уроки финансового и банковского кризисов в других странах свидетельствуют, что в России последствия кризиса можно было смягчить и сделать менее концентрированными по времени. Но это неизбежно было связано с высокими политическими издержками, учитывая специфику формирования и функционирования российских банков, особенно крупнейших, составлявших основу финансовых холдингов. В первую очередь, речь идет о контроле над «олигархией», непосредственно владевшей и управлявшей банками. В последние годы политическое влияние и экономические возможности «олигархов» служили основой их исключительного положения в стране. И именно это остро ставит вопрос об ответственности “олигархии” за нынешнее состояние крупнейших банков, равно как и об их возможной роли в восстановлении российской банковской системы и экономики в целом.
Важной функцией денежно-кредитной системы является обеспечение расчетов между субъектами экономики.
Банки опосредуют связи между предприятиями различных отраслей народного хозяйства: промышленностью и торговле, сельским хозяйством и населением.
В своей деятельности по кассовому обслуживанию клиентов коммерческие банки руководствуются инструктивными материалами и прочими регулирующими материалами ЦБР в пределах Закона «О банках и банковской деятельности в РФ». Центральный банк России определяет порядок ведения кассовых операций в народном хозяйстве, организует изготовление банкнот и металлической монеты, устанавливает правила перевода, хранения и инкассации наличных денег, обеспечивает создание резервных фондов банкнот и металлической монеты, устанавливает признаки и порядок определения платежеспособности денежных знаков, а также порядок определения, замены повреждённых банкнот и монет и их уничтожения. Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 3 марта 2003 г.) регламентирует проведение безналичных расчетов в валюте Российской Федерации и распространяется на кредитные организации - резиденты Российской Федерации и их филиалы, расположенные на территории Российской Федерации.
Кассовое обслуживание клиентов выступает необходимым элементом операций, осуществляемых банком. Это подтверждается Положением "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 09 октября 2002 г. № 199-П. Ведение счетов клиента предполагает участие банка в проведении как безналичных, так и налично-денежных расчётов. Они представляют собой различные по экономическому содержанию операции. Если совершение безналичных расчётов обусловливает непосредственное выполнение банком по поручению клиента денежных операций - списание средств с его счёта и их перечисление на счёт получателя, а также зачисление на счёт клиента перечисленных ему средств, то платежи наличными производит сам клиент. Участие банка в проведении таких расчётов ограничивается операциями «обналичивания» платёжных средств (списание средств со счёта клиента и выдача ему соответствующей суммы наличными деньгами) и их «обезналичивание» (зачисление на счёт суммы полученных от клиента денежных знаков).
Целью настоящей работы является анализ организации расчетно-кассового обслуживания Сбербанка РФ и предложение мер по повышению его эффективности. Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
- раскрыть понятие и охарактеризовать виды расчетных операций банка;
- обозначить сферы контроля налично-денежного обращения коммерческими банками;
- проанализировать порядок организации расчетно-кассового обслуживания клиентов банка (порядок открытия и ведения расчетных счетов банком, организация кассовой работы в банке);
- - проанализировать порядок организации расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке РФ (охарактеризовать организацию расчетного обслуживания клиентов Сбербанка РФ, организацию кассовой работы в Сбербанке РФ, расчетно-кассовое обслуживание по системе «Клиент-Сбербанк»;
- предложить пути совершенствования расчетно-кассового обслуживания клиентов.
Объектом исследования выступает Сберегательный банк Российской Федерации, а предметом изучения – расчетно-кассовые операции банка.
Методологической основой дипломной работы служат нормативно-правовые акты Российской Федерации отдельные труды отечественных и зарубежных ученых в области банковского дела, а также, статьи периодических изданий, а именно:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.1 и 2 с изменениями и дополнениями от 20.02, 12.08.96, 24.10.97), Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации», Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации. Утверждено ЦБ РФ 29.10.2002 №200-П;
- Работы таких авторов, как Е.Ф.Жукова, Горина С.А., Нестерова Т.Н. и др.;
- Статьи журналов и газет: Бухгалтерия и банки, Банковское дело, Финансовая газета и другие источники.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формируются цель и задачи, указываются предмет и объект исследования.
В первой главе «Роль банков в организации денежного обращения» дается понятие, рассматриваются виды расчетных операций банка, изучается контроль налично-денежного обращения в банках.
Вторая глава «Основы организации расчетно-кассового обслуживания клиентов банка» посвящена исследованию порядка открытия и ведения расчетных счетов банком и организации в нем кассовой работы.
В третьей главе «Организация расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке РФ» дается организационно-экономическая характеристика предприятия Сбербанка РФ, описывается организация расчетного обслуживания клиентов банка, рассказывается об организации кассовой работы и о системе «Клиент-Сбербанк». Также в этой главе разработаны рекомендации по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания клиентов.
- Понятие и виды расчетных операций банка
- Контроль налично-денежного обращения коммерческими банками
- Порядок открытия и ведения расчетных счетов банком
- Организация кассовой работы в банке
- Организационно-экономическая характеристика Сбербанка РФ
- Организация расчетного обслуживания клиентов Сбербанка РФ
- Организация кассовой работы в Сбербанке РФ
- Расчетно-кассовое обслуживание по системе «Клиент-Сбербанк»
- Совершенствование расчетно-кассового обслуживания клиентов
- Заключение