Заключение
При осуществлении расчетного обслуживания клиентов Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации используются следующие формы расчетов: платежные поручения, документарные аккредитивы, чеки, инкассо, а также расчеты с использованием пластиковых карт и клиринга. Наиболее простой и традиционной формой расчетов являются платежные поручения, однако в настоящее время все шире применяются пластиковые карты и клиринг как современные формы расчетов. КБ "Сбербанк" имеет достаточно развитую систему расчетов, осуществляет их различные формы в зависимости от пожеланий клиентов, осуществляет межбанковские расчеты по наиболее прогрессивным схемам.
Сбербанк России в рамках расчетно-кассового обслуживания предлагает своим клиентам полный перечень банковских услуг по работе с денежной наличностью. Инкассация выручки и доставка денежной наличности позволит клиентам, осуществляющим торговую деятельность, оптимизировать работу своих торговых структур при высоком уровне безопасности работы с наличными деньгами. При необходимости, сотрудники банка обеспечат сопровождение ценностей клиента при их транспортировке.
Банк проводит операции клиента, связанные с движением наличных денежных средств в валюте Российской Федерации, в соответствии с договором банковского счета.
В рамках кассового обслуживания клиентов предоставляются следующие услуги:
- прием наличных денежных средств клиента для зачисления на банковский счет;
- прием наличных денежных средств в любом отделении Сбербанка России для зачисления на основной счет клиента;
- выдача банком наличных денежных средств клиенту;
- доставка клиентам заработной платы службой инкассации банка;
- размен наличных денежных средств, обмен банкнот на монету;
- обмен ветхих банкнот и дефектной монеты Банка России;
- прием денежных знаков, подлинность которых вызывает сомнение, для отправки на экспертизу.
Услуги инкассации, доставка денежной наличности и разменной монеты предоставляются на основе договоров на инкассацию денежной наличности и ценностей и доставки денежной наличности и ценностей. Режим инкассации и доставки наличности устанавливается по согласованию, в удобном для клиента режиме.
Расширение и рост открытых расчетных и текущих счетов положительно влияют на финансовый результат деятельности как клиента, так и банка. Практически предприятие-клиент должно через расчетный и текущий счет постоянно иметь дополнительную прибыль, так как значительная часть его средств на расчётном или текущем счётах часто находится вне движения и не приносит дохода.
Банки, в свою очередь, также заинтересованы в укреплении базы расчетных и текущих счетов. В международной практике эти суммы просчитываются, планируются исходя из предполагаемых поступлений и выплат по расчётному счёту в будущем отчётном году (конечно, при отсутствии таких негативных явлений, как инфляция, неплатежи и пр.).
В целях привлечения ресурсов для своей деятельности коммерческим банкам важно разработать стратегию привлечения юридических лиц в банк с целью открытия в нем расчетных и текущих счетов исходя из целей и задач коммерческого банка, закреплённых в уставе, получения максимальной прибыли и необходимости сохранения банковской ликвидности.
Наиболее частой формой расчетов, применяемой в банке, являются платежные поручения. Как недостаток необходимо отметить, что факторинговые расчеты банком практически не применяются.
В целом необходимо отметить достаточно эффективную организацию учета расчетных операций в КБ «Сбербанк». Однако можно сделать ряд предложений по ее совершенствованию:
- более активно внедрять систему «Клиент-Банк», так как это позволит снизить издержки банка на оформление расчетных операций путем частичного высвобождения сотрудников операционного отдела, снижения количества бумажных носителей;
- более широко использовать электронные, клиринговые расчеты, что поможет снизить время провода платежа;
- внедрить в применение факторинговую форму расчетов как очень перспективную и удобную для клиентов банка.
В целях повышения надёжности системы расчётно-кассового обслуживания Сбербанк России осуществляет переход к новой трёхуровневой версии системы расчётно-кассового обслуживания. Новая версия системы РКО построена на сервере приложений Sybase Enterprise Application Server (EAS). Представительства компании Sybase, являющейся одним из крупнейших мировых поставщиков программного обеспечения для создания интегрированной информационной инфраструктуры предприятия, работают в Москве, Санкт-Петербурге, в странах СНГ.